Юэн МакГрегор

(Актер)
Год рожденья
1971

Ю́эн[1] Го́рдон Макгре́гор[2] (англ. Ewan Gordon McGregor, [ˈjuːən ˈɡɔːdən məˈɡrɛɡə]; род. 31 марта 1971, Перт, Пертшир, Шотландия) — шотландский актёр. Лауреат премии «Золотой глобус» (2018), двукратный лауреат премии BAFTA (1997, 2004).

Актёр снимается как в независимом кино, так и в высокобюджетных голливудских проектах. Наиболее известные фильмы с его участием — «На игле» (1996), «Интимный дневник» (1996), «Мулен Руж!» (2001), «Крупная рыба» (2003), «К чёрту любовь!» (2003), «Остров» (2005), три эпизода киносаги «Звёздные войны» (1999, 2002, 2005), «Я люблю тебя, Филлип Моррис» (2009) и экранизация романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны» (2009). В настоящее время является одним из самых востребованных актёров Великобритании.

В конце 2012 года Макгрегор стал офицером ордена Британской империи за вклад в развитие драматического искусства и благотворительную деятельность

Биография

Актёр родился 31 марта 1971 года в небольшом городе Крифф (область Перт-энд-Кинросс, Шотландия) и является членом старинного шотландского клана Макгрегоров[5], родоначальником которого, согласно легенде, был сын короля скоттов Кеннета I. Его отец Джеймс Чарльз Стюарт Макгрегор работал учителем физкультуры и школьным консультантом по выбору профессии. Мать Кэрол Диана Лоусон преподавала в школе для детей-инвалидов в Данди.

У актёра есть брат Колин (в настоящее время — пилот военно-воздушных сил Великобритании), он старше Юэна на два года. Дядя Юэна со стороны матери — актёр и режиссёр Денис Лоусон. Примечательно, что, как и его племянник, он снялся в трёх частях эпопеи «Звёздные войны» (правда, в оригинальной трилогии), сыграв роль Веджа Антиллеса, пилота звёздного истребителя X-Wing.

Юность

С раннего детства Юэн посещал воскресную школу. Там, в церкви, он впервые принял участие в любительском спектакле — дети разыграли историю Давида и Голиафа в сценке на основе сюжета из Библии, и четырёхлетнему Юэну поручили роль царя Давида[6]. Затем, в пятилетнем возрасте — к тому времени Юэна отдали в школу Morrison's Academy, где работал его отец и учился брат, — он сыграл в ученическом спектакле шерифа Ноттингемского, потому что оказался единственным из класса, кто смог выговорить имя этого персонажа[7].

В школе успехи Юэна были достаточно средними[8]. Его главным увлечением была музыка — он учился игре на валторне, был боковым барабанщиком в школьном оркестре волынщиков и играл на ударных в группе под названием Scarlet Pride. Мечта стать актёром, по его собственному признанию, возникла ещё в девятилетнем возрасте[9]. Причин было несколько: он находился под впечатлением от фильмов дяди, увлекался старыми чёрно-белыми лентами 30-х и, когда вместе с родителями оказывался в театре, неизменно влюблялся в игравших на сцене актрис[10].

В тот период Юэн находился в тени старшего брата — Колин блестяще учился, был старостой школы и капитаном школьных команд по регби и крикету. Окончив школу, Юэн окончательно потерял интерес к учёбе. У него началась депрессия, и в 1987 году, когда ему было шестнадцать, мать разрешила сыну поступить по своему выбору: бросить школу или остаться[11]. Юэн выбрал первое и уехал в Перт, где попытался устроиться в труппу местного репертуарного театра. Так как у него не было ни опыта, ни профильного образования, ему отказали. Однако в театре, где в то время ставили «Путешествие в Индию», была нехватка статистов, и Юэн сыграл в постановке одного из индусов[12]. Таким был его дебют на профессиональной сцене. Затем его всё-таки приняли на работу в театр, но не в качестве актёра, а работником сцены.

Начало карьеры

Макгрегор на Каннском кинофестивале в 2001 году

Проработав в театре шесть месяцев, Юэн провёл год, изучая в колледже Кёрколди драматическое искусство. Там он познакомился и сдружился с Дугреем Скоттом, который тоже впоследствии стал актёром. Летом 1989 года Юэн окончил курс и отправился в Лондон, где сделал попытку поступить в Королевскую академию драматического искусства, но не прошёл прослушивание и стал студентом менее престижного учебного заведения — Школы музыки и драмы Гилдхолла.

Обучение продлилось три года. В 1993 году, вскоре после выпуска, состоялся дебют Юэна на телевидении — благодаря усилиям своего агента Линди Кинг он получил главную роль рядового Мика Хоппера в мини-сериале «Помада на твоём воротничке», события которого разворачивались на Суэцком канале в середине 50-х годов.

В том же году он дебютировал в кино, получив небольшую роль моряка-португальца Альвареса в драме «Быть человеком». Этот фильм, где ведущая роль человека по имени Гектор, проживающего жизни в пяти разных эпохах, была отведена Робину Уильямсу, провалился в прокате[13] и получил резко отрицательные отзывы критиков[14]. Далее, после чёрно-белого короткометражного телефильма «В семейном стиле», последовала роль честолюбивого Жюльена Сореля в мини-сериале «Красное и чёрное» — экранизации одноимённого классического романа Стендаля.

Пока шли съёмки сериала, начинающий режиссёр Дэнни Бойл предложил Юэну принять участие в его первом кинофильме[15], и это знакомство, результатом которого стали три совместных проекта, оказало ключевое влияние на развитие карьеры актёра. Так, в 1994 году Макгрегор снялся в триллере «Неглубокая могила». Это была история о троих друзьях, которые сдали комнату четвёртому человеку. После его неожиданной смерти они обнаружили среди его пожитков чемодан с деньгами и, чтобы оставить его себе, избавились от тела. Юэн и двое его партнёров — Кристофер Экклестон и Керри Фокс — на протяжении недели делили квартиру в Глазго, дабы лучше прочувствовать взаимоотношения своих героев[16]. Премьера картины состоялась на Международном кинофестивале «Фантаспорто» в Португалии, где она была признана лучшим фильмом года, а Юэн получил свою первую кинопремию от журнала Empire, самого крупного британского издания о кино.

Далее последовало нескольких менее заметных работ. После телефильма «Преследуя» Юэн в 1995 году снялся в роли наркодилера Дина в драме «Голубой сок» (главную роль там исполнила Кэтрин Зета-Джонс) и принял эпизодическое участие в сериале «Королевский адвокат Кавана».

Признание

Повсеместная известность пришла к актёру в 1996 году, после того как он снялся у Дэнни Бойла в экранизации культового романа современного шотландского писателя Ирвина Уэлша. Это была криминальная драма с элементами чёрной комедии «На игле», повествующая о героиновых буднях эдинбургских наркоманов, где Макгрегор сыграл одного из ключевых героев по имени Рентон (чтобы соответствовать образу, ему пришлось сильно похудеть). Картина получила превосходную прессу — журнал Rolling Stone, к примеру, сравнил её с «инъекцией энергии в вену»[17] — и собрала значительное количество кинонаград. В их числе была премия BAFTA, полученная Юэном за лучшую мужскую роль. В 2003 году Дэнни Бойл планировал снять сиквел картины по мотивам книги Уэлша «Порно», однако Макгрегор, на которого роман не произвёл впечатления, не захотел снова играть Рентона[18]. В итоге режиссёр заморозил проект — в том числе и по причине того, что у актёрского состава был слишком здоровый вид[19].

Также в 1996 году Юэн снялся у классика британского кино Питера Гринуэя в драме «Интимный дневник». В этом фильме, насыщенном чувственностью и эротизмом, он сыграл бисексуального англичанина-переводчика Джерома, возлюбленного японки Нагико, которая, испытывая страсть к каллиграфии, заставляет своих любовников покрывать её тело иероглифами. Другими работами года для Макгрегора стали второстепенные роли в мелодраме «Эмма» по мотивам одноимённого классического романа Джейн Остин, сериалах «Караоке» и «Байки из склепа» и в музыкальной романтической комедии «Дело — труба», где актёр появился в роли трубача Энди, участника любительского духового оркестра.

Неудачи

В 1997 году актёр снялся в эпизоде популярного сериала «Скорая помощь», а затем сыграл студента права Мартина Беллса, подрабатывающего сторожем в морге, в триллере «Ночное дежурство». Эта картина не получила резонанса у публики, собрав в прокате немногим более 1 миллиона долларов[20]. Далее последовала главная роль в «Поцелуе змея» — режиссёрском дебюте Филиппа Руссло, оператора фильмов «Там, где течет река» (премия «Оскар» 1992 года за операторскую работу), «Королева Марго», «Народ против Ларри Флинта» и др. Эта драма, где Юэн исполнил роль голландца-архитектора Менеера Хрома, вошла в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, но получила настолько противоречивые отзывы, что вышла в прокат сразу на видео[21].

Немногим лучше была воспринята третья совместная работа Макгрегора и Бойла — фантастическая мелодрама «Жизнь хуже обычной». По сюжету персонаж Юэна, уборщик Роберт Льюис, похитил дочь уволившего его босса (героиню Камерон Диас), но, после вмешательства ангелов, похититель и девушка влюбились друг в друга. Прибыль от проката фильма составила лишь треть от затраченных на производство 12 миллионов долларов[22], а комментарии критиков варьировались от прохладных[23] до достаточно резких[24]. Однако, за исполнение роли Роберта, Юэн Макгрегор получил кинопремию журнала Empire.

В том же году Юэн и его приятели-актёры Шон Пертви, Джонни Ли Миллер и Джуд Лоу основали кинокомпанию Natural Nylon. Она просуществовала до 2004 года (а Макгрегор покинул её ещё двумя годами раньше), спродюсировав шесть картин — в том числе фильм Юэна «Нора» и фильмы Лоу «Экзистенция» и «Небесный Капитан и мир будущего».

Продолжение карьеры

Макгрегор на премьере фильма «Безумный спецназ».

1998 год сложился для актёра более ровно. После короткометражки Джеффа Старка «Десерты», удостоенной «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, Юэн снялся у Тодда Хейнса, известного представителя американского независимого кино, в драме «Бархатная золотая жила». Картина получила название в честь песни Дэвида Боуи и повествовала об эпохе британского глэм-рока 70-х. Черты главных героев, которых сыграли соответственно Макгрегор и Джонатан Рис-Майерс, были позаимствованы у Игги Попа и Боуи. В саундтрек вошло несколько известных песен тех лет, которые исполнили сами актёры.

Эта лента, которая изобиловала множеством провокационных моментов — от гомосексуальных эротических сцен между главными героями до музыкальных сцен, где Макгрегор выступал нагишом, — была представлена на семи фестивалях (в том числе вошла в конкурсную программу Каннского кинофестиваля). В том же 1998 году вышла музыкальная мелодрама «Голосок». Юэн появился там в образе друга главной героини, которая умела воспроизводить голоса известных певиц, начиная от Джуди Гарленд и заканчивая Ширли Бэсси. Ранее актёр уже снимался у режиссёра Марка Германа в музыкальном фильме «Дело — труба».

Следующая работа Макгрегора кардинальным образом отличалась от его предыдущих проектов — это была роль джедая Оби-Вана Кеноби в монументальном голливудском фантастическом фильме «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», первом эпизоде трилогии-приквела Джорджа Лукаса. Персонажу Юэна было отведено важное место в эпопее, в частности он был наставником Анакина Скайуокера, впоследствии перешедшего на Тёмную сторону Силы под именем Дарта Вейдера. Картина имела огромный успех: она собрала почти миллиард долларов, попав на пятое место в списке лидеров кинопроката всех времён[25]. Сам Макгрегор был несколько разочарован фильмом и отметил, что готовящаяся к выпуску вторая серия саги будет более похожа на оригинальную трилогию[26].

Помимо Оби-Вана Кеноби актёр сыграл в 1999 году ещё две роли — банковского клерка Ника Лисона в криминальной драме «Аферист» и разведчика Стивена Уилсона в мистическом триллере «Свидетель». Обе картины, в особенности вторая, были раскритикованы в прессе[27]. Кроме того, тогда же Макгрегор попробовал себя в качестве режиссёра, сняв один из фрагментов «Истории подземки», киноальманаха о лондонском метро.

В 2000 году Юэн вновь работал с Джеффом Старком, снявшись в его короткометражке «Анно Домини», а в апреле на Дублинском кинофестивале состоялась премьера драмы-биографии «Нора», в котором актёр не только исполнил главную роль знаменитого ирландского писателя Джеймса Джойса, но и выступил в качестве сопродюсера.

Также в 2000 году актёр был занят на съёмках второго эпизода киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов» (вышел в прокат в 2002 году) и дал согласие на участие в биографическом фильме о британском певце Билли Фари[28] и в картине Джима Шеридана «К востоку от Гарлема», в котором должна была быть представлена история супругов-ирландцев, отправившихся за счастьем в Америку[29]. В первом фильме партнёром Юэна должен был стать его дядя Денис Лоусон, а во втором — Кейт Уинслет, но оба проекта были отложены на неопределённое время.

Помимо вышеперечисленного, актёр, наряду с Леонардо Ди Каприо и Киану Ривзом, пробовался на главную роль в ленте о шотландской поп-группе The Bay City Rollers, однако Кортни Лав — обладательница прав на книгу-первоисточник, которая должна была лечь в основу сценария, — выступила против его кандидатуры[30]. В конце года Юэн взял отпуск на четыре месяца, чтобы посвятить это время семье и заодно выучить французский — родной язык его жены Ив[31].

На пике популярности


Полезные ссылки: