Елена Яковлева

(Актер)
Год рожденья
1961

Еле́на Алексе́евна Я́ковлева (род. 5 марта 1961, Новоград-Волынский, Житомирская область, Украинская ССР, СССР) — советская и российская актриса, народная артистка РФ (2002)[2][3]. Лауреат Государственной премии РФ (2000)[4], двух премий «Ника» (1990, 1993), премии «ТЭФИ» (2004) и двух премий «Золотой орёл» (2005, 2017).

Биография

Родилась 5 марта 1961 года в городе Новограде-Волынском Житомирской области Украинской ССР.

Отец — Алексей Николаевич Яковлев, военнослужащий. Мать — Валерия Павловна Яковлева, сотрудница НИИ. Семье приходилось очень часто переезжать с места на место. Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ. Большая часть детства актрисы прошла в городе Нижнеудинске Иркутской области[5].

В 1978 году окончила среднюю школу № 138 в Харькове[5]. После её окончания успела поработать и библиотекарем в ХГУ, и картографом. Затем работала комплектовщицей на Харьковском заводе электроаппаратуры. Зарплату откладывала на поездку в столицу. А в 1980 году[6], когда накопила достаточно денег, отправилась в Москву поступать в ГИТИС, ведь она ещё в детстве решила, что станет актрисой[5][6]. По словам Елены, во время её актёрского выступления на вступительном экзамене председатель и члены приёмной комиссии «хохотали до слёз» над придуманной ею мизансценой. Её приняли с первой попытки[6], кроме того, помогли успешно сдать оставшиеся экзамены[7]. По словам преподавателя Яковлевой, Владимира Андреева, ещё на вступительных экзаменах было понятно, что её ждёт великое будущее: при поступлении, читая монолог, Яковлева встала на колени и приёмная комиссия слушала её стоя. Сама же Елена Яковлева о своём поступлении вспоминает так:

В небольшой комнатке за столом сидит комиссия, напротив неё стою я. Я объявляю: «„Воскресение“, Лев Толстой». А у Толстого написано: «Катюша Маслова рухнула на колени». Вот и я рухнула на колени. А им ничего не было видно, пришлось встать, и практически весь мой монолог они прослушали стоя[8].

В 1984 году окончила актёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС) (художественный руководитель курса — Владимир Алексеевич Андреев)[9].

Окончив вуз, была принята в один из ведущих театров Москвы — «Современник». За включение её в труппу театра члены художественного совета во главе с Галиной Борисовной Волчек проголосовали единогласно — это редчайший случай.

Дебютировала в роли Гитель в возобновлённом спектакле Галины Волчек «Двое на качелях» (1984), по пьесе Уильяма Гибсона, — первым партнёром Яковлевой был Николай Попков.

В 1986 году Валерий Фокин предложил Яковлевой перейти в Театр имени М. Н. Ермоловой, — там она прослужила три года. Затем вернулась в «Современник», и — редкий случай — была принята обратно[6]. Однако в мае 2011 года, в возрасте пятидесяти лет, через двадцать семь лет службы в театре[5], снова его покинула, а вместе с ней из театра ушёл и её муж Валерий Шальных[10]. Причину своего ухода сама Елена объяснила так:

«…Все взрослеют, и театр уже стал не тот, который я безумно любила, в последние годы театр стал резко меняться, и не в лучшую сторону. Театр стал абсолютно другим — таким, как все…»[11].

В марте 2018 года Елена вернулась на сцену театра «Современник» в качестве приглашённой актрисы по просьбе художественного руководителя театра Галины Волчек — «спасти спектакль „Играем… Шиллера!“» в постановке Римаса Туминаса, где она вновь начала играть роль королевы шотландской Марии Стюарт. Премьера этого спектакля состоялась 1 марта 2000 года и Елена была тогда первой исполнительницей этой роли[12][13].

Дебютом Елены Яковлевой в кино стала картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983).

В 1980-е годы она много снималась (Мария в «Плюмбуме, или Опасной игре» В. Абдрашитова, Мила во «Времени летать» А. Сахарова и др.) — однако всесоюзная слава пришла к ней после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» (1989) режиссёра Петра Тодоровского, по скандальной повести Владимира Кунина. Пётр Тодоровский утвердил никому не известную тогда актрису Елену Яковлеву на роль «ночной бабочки» неожиданно для всей съёмочной группы, хотя на эту роль пробовались «самые сексуальные красотки советского кино»: Ирина Розанова, Татьяна Догилева, Ингеборга Дапкунайте. Считается, что актриса покорила режиссёра своей душой, а не прекрасной фигурой[14]. О кинопробах к фильму «Интердевочка» сама Елена рассказала 12 февраля 2014 года на своём творческом вечере, который она назвала просто «откровенным разговором», прошедшем на сцене киевского Дома офицеров[15].

В 1990-е Тодоровский-старший снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: «Анкор, ещё анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). Впоследствии очень жалела о своей несыгранной роли жены комдива в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» (1994), на которую режиссёр утвердил Ингеборгу Дапкунайте[16].

Елена Яковлева известна по роли Насти Каменской в телевизионном сериале «Каменская». В одном из интервью писательница Александра Маринина отметила, что не против возможного выхода новых серий «Каменская-7», однако это зависит от съемок кинокомпании и телевидения[17].

Личная жизнь

Любимые писатели Елены — Иван Бунин и Владимир Набоков[16]. Хоббиверховая езда и ролики[16].

Взгляды и общественная деятельность

В 2008—2011 годах Елена Яковлева входила в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству[22][23].

Выступала за принятие закона о защите животных[24], высказывалась в поддержку легализации сферы сексуальных услуг[25].

В монологе, опубликованном «Российской газетой» в октябре 2013 года, Яковлева выступила с критикой деятельности Государственной думы:

«Если бы я попала в ряды наших думцев, я бы с ними дралась день и ночь, кидала бы в них камнями и меня бы просто убили. Как можно издавать законы, полные ерунды, бороться с курильщиками не там, где надо, или с надуманной гей-пропагандой, когда вокруг столько нищеты и запредельного»[11][26].

Творчество

Роли в театре

Московский театр «Современник»

ГодРольСпектакльПроизведениеАвтор произведенияРежиссёр
1984 Девушка «Дни Турбиных» «Дни Турбиных» (пьеса) Михаил Булгаков Игорь Кваша
1984 Гитель Моска «Двое на качелях» «Двое на качелях» (пьеса) Уильям Гибсон Галина Волчек
1984 Наталья Ивановна, невеста / жена Андрея Сергеевича Прозорова «Три сестры» «Три сестры» (пьеса) Антон Чехов Галина Волчек
1985 Нач. мед. (начальник по медицинской части) «Навеки девятнадцатилетние» «Навеки девятнадцатилетние» (повесть) Григорий Бакланов Валерий Фокин
1986 Галина «Близнец» «Близнец» (пьеса) Михаил Рощин Галина Волчек
1988 Мария, Клара «Звёзды на утреннем небе» «Звёзды на утреннем небе» (пьеса) Александр Галин Галина Волчек
1989 Евгения Семёновна Гинзбург, советский журналист и писатель «Крутой маршрут» «Крутой маршрут» (роман) Евгения Гинзбург
(инсценировка Александра Гетмана)
Галина Волчек
1990 Ольга («Мурлин Мурло») «Мурлин Мурло» «Мурлин Мурло» (пьеса) Николай Коляда Галина Волчек
1993 Наташа «Титул» «Титул» (пьеса) Александр Галин Галина Волчек
1994 Элиза Дулиттл, цветочница «Пигмалион» «Пигмалион» (пьеса) Бернард Шоу Галина Волчек
1996 Зина «Мы едем, едем, едем» «…Мы едем, едем, едем в далёкие края…» (пьеса) Николай Коляда Галина Волчек
1997 Варя, приёмная дочь Любови Андреевны Раневской «Вишнёвый сад» «Вишнёвый сад» (пьеса) Антон Чехов Галина Волчек
2000 Мария Стюарт, королева Шотландии «Играем… Шиллера!»[27] «Мария Стюарт» (пьеса) Фридрих Шиллер Римас Туминас
2000 Людмила «Уйди-уйди» «Уйди-уйди» (пьеса) Николай Коляда  
2004 Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка»), слабоумная сестра капитана Лебядкина, тайная жена Николая Всеволодовича Ставрогина «Бесы» «Бесы» (роман) Фёдор Достоевский Анжей Вайда
2004 Марфа Игнатьевна Кабанова («Кабаниха»), богатая купчиха, вдова «Гроза» «Гроза» (пьеса) Александр Островский Нина Чусова
2006 Тамара «Пять вечеров» «Пять вечеров» (пьеса) Александр Володин Александр Огарёв
2018 Мария Стюарт, королева Шотландии «Играем… Шиллера!»[12][13][27] «Мария Стюарт» (пьеса) Фридрих Шиллер Римас Туминас


Полезные ссылки: