Юрий Назаров
Ю́рий Влади́мирович Наза́ров (род. 5 мая 1937 года, Новосибирск[3]) — советский, затем российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (2005).
Биография
Ранние годы
Родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. После окончания учёбы отца в Томском индустриальном институте, в 1938 году, семья окончательно переехала в Новосибирск. Сначала жили в коммунальной квартире, в доме по улице Колыванской, 3. Потом семья переехала в Кировский район. Учился в школе № 73 Ленинского района. Актёр вспоминал, что поскольку обучение в школах было раздельным, дружить мальчики ходили к девчонкам из соседней женской школы № 70.
Поступил в Театральное училище имени Б. Щукина, но не окончив первый курс, бросил учёбу и вернулся в Новосибирск. Затем работал в Казахской ССР стропальщиком, проходчиком, бетонщиком, разнорабочим на строительстве железнодорожных мостов, в стройколонне в Новосибирске, в сибирском колхозе, молотобойцем в кузне в одной из станиц на Дону. Пытался поступать в сельскохозяйственный институт и Одесское мореходное училище, но провалил экзамены. Через два года опять поступил в Театральное училище имени Б. Щукина и окончил его в 1960 году. О своей молодости Назаров вспоминает так[4]:
«По молодости быть рефлексирующим интеллигентом модно было. От тоски поступил в Щукинское училище, которое вскорости бросил, чтобы, так сказать, пойти в народ. Мне было семнадцать лет, хотелось увидеть жизнь, как она на самом деле. Ректор мне сказал замечательную вещь: „Ты думаешь, что ты у нас самый порядочный, а мы типа дерьма, а мы тебе платим стипендию, будь добр за полгода отчитайся“. Но я сдал сессию — и уехал в Казахстан. И я там увидел народ, у которого кроме моих интеллигентских проблем своих было достаточно»
Но тяга к кино и театру победила всё. Как признался в документальном фильме о своей карьере актёр[5]:
«Для меня сцена, экран — это кафедра, с которой надо нести людям что-то».
Карьера
В 1960 году стал актёром театра им. Ленинского комсомола в Москве. С 1963 года — актёр Театра-студии киноактёра.
- Снялся более чем в 300 фильмах и сериалах, значительная часть из которых приходится на роли второго плана, но с ярко выраженным характером.
- Дебют Юрия Назарова в кино состоялся в 1954 году, и, как это часто бывает, не обошлось без счастливой случайности и конфуза[6]:
«Когда я поступил осенью, у нас был урок физкультуры, мы занимались на стадионе. Подошла к нам ассистентка с „Мосфильма“, она набирала массовку для фильма „Испытание верности“. Снимал Иван Александрович Пырьев, в главной роли — Марина Алексеевна Ладынина. Я один день снялся. Обзвонил весь Советский Союз, где были родственники, чтобы смотрели: я в кино попал! Сам раз пятнадцать посмотрел, так себя и не нашёл».
- Третьим фильмом стало участие в картине «Последние залпы».
В 1960 году меня пригласили на роль в кино. Когда кончались экзамены, явилась Валентина Владимировна, по-моему, Кузнецова. Подходит и говорит: «Вы здесь работаете или учитесь?». «Учусь, — говорю, — на актёрском факультете». У нас других не было. «Я, — говорит она, — ассистент режиссёра с „Мосфильма“. Я бы Вам хотела дать сценарий». Дала сценарий. Это одна из лучших работ Юрия Бондарева (автор сценария и повести «Последние залпы», по которой снят фильм — прим. ред.). Я его прочитал и влюбился в главного героя. «Что бы Вы хотели сыграть?», — спросила. Я говорю: «Не знаю. Какого-нибудь солдата». Я назвал лейтенанта Алёшина, а потом думаю: «Какой лейтенант Алёшин?» — «А капитан Новиков Вам не понравился?». Не помню, что отвечал. Я прошёл фотопробы, кинопробы, и меня утвердили.
- Про одну из своих самых знаменитых ролей — сержанта Уханова в «Горячем снеге» по Бондареву — Назаров говорит, что вряд ли кого-то этой ролью осчастливил. Такие солдаты — в каждой семье. «Горячий снег» снимали на родине Назарова, в Новосибирске. Тяжёлое военное детство он вспоминает с содроганием: как всей семьёй вслушивались в радиосводки с поля боя, как следили за передвижением немцев по стране. «На печи у нас висела карта — там отмечали. И вдруг под Москвой немцев остановили. Под Москвой долбанули. А кто? А сибиряки! А я кто?!?! Я сибиряк!» — рассказывает Юрий Назаров[7].
- В прессе встречается много упоминаний, что Юрий Назаров был первым актёром в советском кино, заговорившим с экрана нецензурным словечком («Маленькая Вера»)[8].
"Там была сцена, где жених приходит в коротких штанах. У меня была реплика «Ну, где жених-то этот?» А я режиссёру говорю, что по-русски папа назвал бы этого жениха по-другому. И вдруг режиссёр мне: «Говори». «Да ты что, обалдел?» — спрашиваю я. «Говори, — отвечает он мне. — Это мои проблемы». Ну, я и сказал… А вообще русский мат самый лучший. Мой дед рассказывал историю: во время войны в колхозе совсем не осталось мужиков. И вот приезжает начальство и спрашивает: «Ну, как, бабоньки, дела?» А они говорят: «Поначалу трудно было, а потом, как материться научились, так полегче стало…»[9]
В действительности, если внимательно прослушать сцену, то чётко слышно, как актёр говорит: «Ну, и где жених этот грёбаный?» Однако мат из уст актёра в фильме всё-таки присутствует: в сцене ссоры с Сергеем отец, будучи запертым в ванной, обращается к последнему нецензурно.
- Поначалу Назаров отказывался играть в «Маленькой Вере» «Слишком чернушный сценарий». Да и выпивать, как его герой, он никогда не выпивал.
«Когда меня туда позвали, я говорю: — Вась, у нас есть люди, которые гораздо глубже эту тему знают. Единственно — эту тему с болью показать. — Вот с болью мне и надо, — ответил режиссёр».
- Своим самым этапным фильмом актёр считает участие в картине (в двух ролях) «Андрей Рублёв»
«Почему мне дорог „Андрей Рублёв“? Он окунул меня в такие жуткие парадоксы России и при этом углубил мою любовь к ней. Одно дело — любовь-ослепление, которая может рухнуть в любой момент. Другое — любовь-знание, когда всё знаешь — и то, и другое, и третье, и всё равно ничего дороже нет, и этого уже никакими клещами не вырвешь! Тарковский дал мне именно эту любовь»[10].
О фильме «Баллада о Беринге»
«Ведь кто-то, посмотрев мою картину, плюнул и дальше пошёл, а кому-то она всю жизнь перевернула! Вот, есть у меня такой знакомый, Юра Зуйков, он как-то признался, что увидев „Балладу о Беринге и его друзьях“, заразился историей, поступил в Московский университет. Теперь он — перспективный учёный»[11].
- Из большого числа сыгранных ролей очень близка душе Назарова небольшая роль Степана Жерехова в фильме «За облаками — небо» (1973). Фильм посвящён лётчикам-испытателям и конструкторам, которые в первые послевоенные годы, рискуя жизнью, осваивали новую реактивную технику.
Личная жизнь
У Юрия Владимировича пятеро детей, в том числе две внебрачные дочери[12]. Дочь Юрия Назарова — Марфа[13], — театральная актриса и режиссёр. Другая дочь — Татьяна, снималась с отцом в фильме «Вход в лабиринт».
Играет на гитаре, поёт, репертуар: народные песни (русские, украинские), песни военных лет.
Живёт в Москве.
Общественная позиция
В своей книге «Только не о кино» Юрий Владимирович прямо утверждает, что он коммунист: «В партии никогда в жизни не состоял, но — коммунист. В душе, в мозгах… От души-то от своей куда денешься? Не вынешь же её за хвостик, как красную книжечку, и не сожжёшь принародно… Душа только с жизнью из тела вынимается».
В 1995 году выдвигался в Государственную Думу от КПРФ.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[14].
Работы
Фильмография
Всего за карьеру Юрий Назаров сыграл более чем в 260 фильмах и сериалах[15]. По состоянию на ноябрь 2020 на его счету 311 ролей[16]
- 1957 — Рассказы о Ленине — рабочий
- 1958 — Ветер — делегат
- 1958 — Поэма о море — строитель
- 1960 — Последние залпы — Дмитрий Новиков
- 1961 — В трудный час — Пётр Котельников
- 1962 — Третий тайм — Миша Скачко
- 1964 — Где ты теперь, Максим? — Николай Бутафоров
- 1964 — Негасимое пламя — строитель
- 1964 — Непрошеная любовь — комиссар Николай-Пётр
- 1964 — Они шли на Восток — эпизод
- 1965 — Да здравствует Республика! — советский офицер
- 1965 — Нет неизвестных солдат — капитан
- 1965 — Ниссо — демобилизованный красноармеец Александр Медведев
- 1965 — Пограничная тишина — военком
- 1966 — Андрей Рублёв — Великий князь, Малый князь
- 1967 — Баллада о комиссаре — комиссар Фадейцев
- 1968 — Белые тучи — сын
- 1968 — Встречи на рассвете — Костя
- 1968 — Освобождение. Фильм второй — «Прорыв» — власовец
- 1968 — Шестое июля — Александрович, заместитель Дзержинского
- 1969 — Адъютант его превосходительства — Емельянов
- 1969 — Красная палатка — лётчик-наблюдатель Анатолий Алексеев
- 1969 — Последние каникулы — Антон
- 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Алексей Чириков
- 1970 — В лазоревой степи — Михаил Крамсков (в новелле «Коловерть»)
- 1970 — Когда расходится туман — Михаил Худоногов, браконьер
- 1970 — Море в огне — эпизод
- 1970 — Сердце России — рабочий
- 1971 — Антрацит — Николай Миронов
- 1971 — Даурия — Тарас «Сохатый»
- 1971 — Дом в пять стен — Пётр Голубев
- 1971 — Егор Булычов и другие — Яков Лаптев, крестник Булычова
- 1971 — Нам некогда ждать — Садыков
- 1971 — У нас на заводе — милиционер
- 1972 — Бой с тенью — тренер Виктор Петрович Семёнов
- 1972 — Город на Кавказе — муж «симулянтки»
- 1972 — Горячий снег — старший сержант Уханов
- 1972 — Моя жизнь — мельник Степан
- 1972 — Нечаянные радости — Алексей Гришин-Алмазов
- 1972 — Самые красивые корабли — секретарь райкома Быстров
- 1973 — Бесстрашный атаман — Василий Коробов
- 1973 — За облаками — небо — Степан Жерехов
- 1973 — Земля Санникова — Губин
- 1973 — Исполнение желаний — Осипов
- 1973 — Настенька — Перевалов
- 1973 — Открытие (Рукопись академика Юрышева) — белый офицер
- 1973 — Сибирский дед — Тихомиров
- 1974 — Высокое звание. Ради жизни на земле — эпизод
- 1974 — Зеркало — военрук Широков
- 1974 — Ливень — Михеев
- 1974 — Происшествие — лесник Фёдор Иванович
- 1974 — Соколово — лейтенант Филатов
- 1975 — Кавказский пленник — Жилин
- 1975 — Родины солдат — майор
- 1975 — Роса — бригадир
- 1975 — Там, за горизонтом — Степан Жерехов
- 1976 — Голубой портрет — отец Алёши
- 1976 — Кафе «Изотоп» — учёный Угрюмов
- 1976 — Освобождение Праги — майор-танкист
- 1976 — Псевдоним: Лукач — фельдшер
- 1977 — Долг — казак Трифон
- 1977 — Долги наши — Владимир Андреевич
- 1977 — Трактир на Пятницкой — милиционер Иван Шлёнов
- 1978 — Ветер странствий — Мануйло
- 1978 — Кавказская повесть — офицер Хлопов
- 1978 — На новом месте — Баев
- 1978 — Особых примет нет — подпольщик Иван Прохоров
- 1978 — Отец Сергий — мужик на пароме
- 1978 — Поворот — Виктор Королёв
- 1978 — Предварительное расследование — бригадир сплавщиков Иван Гаврилович Чубатов
- 1978 — Сюда не залетали чайки — отец
- 1979 — Антарктическая повесть — лётчик Белов
- 1979 — На таёжных ветрах — парторг Русаков
- 1979 — По данным уголовного розыска… — Кравцов
- 1979 — По следу властелина — Семён
- 1979 — Расколотое небо — красный командир Коняев
- 1979 — С любимыми не расставайтесь — Миронов
- 1980 — Девушка из легенды — Иван Шувалов
- 1980 — Частное лицо — Бобров
- 1980 — Шальная пуля — Разживин
- 1981 — Александр Маленький — старшина Хрищанович
- 1981 — Не ставьте Лешему капканы… — Николай Ильич Заруднев
- 1981 — Ожидаются похолодание и снег
- 1981 — Фронт в тылу врага — капитан Озеров
- 1982 — Давай поженимся — Николай Суворин
- 1982 — Не было печали — Сергей Серебров
- 1982 — Сто первый — капитан Ожогин
- 1983 — Будни прораба Зорина
- 1983 — Ворота в небо — старшина Горобец
- 1983 — Дважды рождённый — майор
- 1983 — Демидовы — Улаф Стренберг
- 1983 — За синими ночами — Лозневой
- 1983 — Клятвенная запись — Андрей
- 1983 — Признать виновным — Матвей Горяев
- 1984 — Володькина жизнь — Проворов
- 1984 — Двойной обгон — Петрович
- 1984 — Жил-был доктор… — Шишкин
- 1984 — Очень важная персона — Родион Михайлович Шишкин
- 1984 — Первая конная — Зотов
- 1984 — Победа — корреспондент ТАСС Александр Подольцев
- 1984 — Предел возможного — военный
- 1984 — Солнце в кармане — сын старика
- 1984 — Хозяин
- 1984 — Что у Сеньки было — дед Савельев
- 1985 — Внимание! Всем постам… — Сибирцев
- 1985 — Иван Бабушкин 
Полезные ссылки:
|
|
|
|