Екатерина Климова
Екатери́на Алекса́ндровна Кли́мова (род. 24 января 1978, Москва, СССР) — российская актриса театра и кино.
Снялась более чем в 50 фильмах, из которых наибольшую известность Климовой принесли дилогия «Мы из будущего» и «Мы из будущего 2», а также популярный в её харизматичном исполнении романс из этой картины «За всё спасибо, добрый друг…» на стихи Елизаветы Стюарт. Сыграла также более чем в 15 репертуарных спектаклях Центрального академического театра Российской армии и антрепризах[2][3].
Биография
Происхождение и образование
Родилась 24 января 1978 года в Москве. Отец — Александр Григорьевич Климов, свободный художник, в 1979 году был судим за непреднамеренное убийство, вернулся в семью, когда Кате было уже 13 лет; скончался в 2010 году. Мать — Светлана Владимировна Климова, домохозяйка. У Екатерины есть старшая сестра Виктория (род. 1974). Семья жила в двухкомнатной квартире, воспитание детей строилось в православных традициях[4][5].
Прабабушка по отцу была таборной цыганкой, по этой линии Климова унаследовала смуглую от природы кожу. В семье было принято бурное проявление чувств. Атмосфера детства оказала влияние на формирование личности Екатерины, уже став известной актрисой, Климова отличалась волевым, своенравным характером и экспрессивным поведением как в личной жизни, так и на съёмочной площадке[6].
После окончания общеобразовательной средней школы Екатерина поступила на подготовительные курсы во ВГИК. В 1999 году окончила с красным дипломом актёрский факультет Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина (мастерская Н. Н. Афонина)[2][7].
Карьера
По окончании училища была приглашена режиссёром Борисом Морозовым в Центральный академический театр Российской армии на роль Дездемоны в спектакле «Отелло». В 2001 году за эту роль актриса получила премию «Хрустальная роза Виктора Розова» в категории «Актёры до 30 лет»[8][9]. Преподавала сценическую речь и актёрское мастерство в детском модельном агентстве, работала в рекламе на радио и телевидении. Песни в исполнении Екатерины звучат в телесериалах «Игры в подкидного», «Бедная Настя» (романс «О, если б грусть моя…»[10]), «Точка кипения», в мюзикле «Бюро счастья», снималась в киножурнале «Фитиль». Работала в «Театральной компании Сергея Виноградова»; участвует в театральных проектах П. А. Штейна и играет в антрепризе[9].
Дебют в кинематографе состоялся в 2001 году, когда она снялась в эпизодической роли Жанны д’Альбре в трагикомической фантасмагории Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений»[8]. Первая большая роль ожидала 23-летнюю актрису в том же году в авантюрно-криминальном телесериале «Игры в подкидного», где приключения молодой любовницы изобиловали эротическими сценами. Впоследствии Климова часто исполняла на экране и сцене роль возлюбленной или жены со своим вторым супругом, актёром Игорем Петренко («Мы из будущего 2», «Мечты из пластилина», «Московские окна», «Грехи отцов», «Отмена всех ограничений»), а среди издержек актёрской профессии с сожалением упоминала о том, что «ты должна с каким-то чужим человеком лежать в постели и изображать любовь»[11].
Сыграла в фильмах «Грозовые ворота» и «Антикиллер Д. К.», в сериалах «Бедная Настя», «Побег», «Точка кипения». Одной из самых запоминающихся стала роль медсестры Нины Поляковой, сыгранная Климовой в дилогии «Мы из будущего» (фильмы «Мы из будущего» и «Мы из будущего 2»)[4][12]. В этом фильме Климова исполнила романс «За всё спасибо, добрый друг…» на стихи Елизаветы Стюарт[13], ставший широко популярным и совсем скоро оказавшийся для актрисы пророческим. Тембр голоса Климовой оценивался музыковедами как мягкий, бархатный, необычайно тёплый. В 2012 году под вокал Климовой и музыку Ивана Бурляева (включая рэповый фрагмент) фигуристами и бывшими супругами Татьяной Навкой и Александром Жулиным был исполнен ностальгический танец воспоминаний в рамках телевизионного шоу «Ледниковый период. Кубок профессионалов»[14].
В 2012 году в алкогольно-романтической комедии «Свидание» режиссёра Юсупа Бахшиева Климова предстаёт в роли сексапильной учительницы, сугубой трезвенницы, «умницы и красавицы с длинными ногами из-под маленького платья цвета фуксии». Обозреватель издания Gazeta.ru обратил внимание на неподвластность искушению героини Екатерины дворцами и бриллиантами, отметил актрису в сцене проката на мотоцикле через всю Москву лёжа на раме спиной и с раскинутыми ногами. Сам фильм оценён как эпигонская эклектика с набором разрозненных впечатляющих эпизодов по мотивам американской картины «Свидание вслепую» (1987) с Брюсом Уиллисом и прототипом Климовой в исполнении Ким Бейсингер[15].
В 2013 году сыграла одну из главных ролей — преуспевающей и удачливой телеведущей в фильме «Икона сезона». Персонаж Климовой — типичный гламурный обитатель глянцевых миров, праздно кочующий с одной модной тусовки на другую, но стремительно преображающийся с появлением в жизни настоящего сильного чувства[16].
В 2013—2014 году снималась во Львове, Минске и Хмельницкой области в приключенческом шпионском сериале С. Гинзбурга «Волчье солнце», действие которого, основанное на исторических событиях, разворачивается в 1924 году на границе Советской Беларусии и Польши[17]. Участие в этой картине оказались важным событием и в личной жизни актрисы: на съёмочной площадке она познакомилась со своим третьим мужем Гелой Месхи[18].
Летом 2014 года Первый канал показал трёхчастный сериал «Куприн», где Климова снялась в 4-серийной экранизации повести «Поединок» режиссёра Андрея Малюкова. Актрисе досталась психологически сложная роль второго плана — обольстительной, кокетливой и распутной хозяйки «коллекции пуговиц», искусительницы юного подпоручика Ромашова, рыцарски и трагически влюблённого в жену сослуживца. По оценке критики, Климова пронзительно и достоверно передала внутреннюю сущность фрустрирующего персонажа Раисы Петерсон; сильной стороной образа молодой, но уже бывалой совратительницы в дуэте с романтичным Никитой Ефремовым явились характерная для актрисы необузданная пассионарность, обжигающая игра глаз, чувственный язык жестов и почти балетная пластика. В сцене офицерского пикника Екатерина исполнила редко звучащий романс Е. Юрьева «Зачем любить, зачем страдать?», однако оперные высоты Климовой в этот раз не покорились[19][20][21].
С апреля по август 2014 года Екатерина в Санкт-Петербурге снималась в роли фрейлины Анны Вырубовой в историческом сериале режиссёра Андрея Малюкова «Григорий Р.», основанном на документальных свидетельствах о жизни Григория Распутина. При создании художественного образа фрейлины, ничем ни внутренне, ни внешне не похожей на себя, важной актёрской задачей для Климовой было не исказить судьбу и характер реального, оставившего след в летописях человека. В основе сценария фильма лежали, в частности, дневники персонажа Климовой — Анны Вырубовой. В кадре Екатерина носит подлинную обувь XIX века, её платья и костюмы шились по старинным лекалам. Наиболее ценными, исторически убедительными актёрскими работами картины, воплощающими силу и неукротимость русского духа, признаны пронизанные страстью и драматическим накалом роли Климовой и «сибирского старца» (Владимир Машков)[22][23][24][25].
Во второй половине 2014 года Климова снималась на Украине в мелодраме «Влюблённые женщины» и батальной драме «По законам военного времени», действие которой разворачивается в ходе наступления немецко-фашистских войск на Киев летом и осенью 1941 года, актриса — в роли следователя особого отдела. Особенностью продолжавшихся полгода в Киеве съёмок были их экстремальные условия: актёры регулярно находились в холодном подвале и «дышали плесенью в невыносимых условиях». В Москве Екатерина снималась в сериале «Люся Гурченко». В Санкт-Петербурге Климова участвовала в кинопроекте «Чума. Новая сага о 1990-х»[11][26]. В 2015 году снималась в Москве в мистическом детективе «Опекун»[25].
В сезоне 2014—2015 годов играла в спектаклях «Боинг-Боинг», «Заговор по-английски» по пьесе Э. Скриба «Стакан воды», а также главную роль в спектакле «Мастер и Маргарита» Театра им М. А. Булгакова (режиссёр Сергей Алдонин). Весной 2015 года, по словам исполнителя роли Мастера актёра Михаила Химичёва, в мизансцены были внесены коррективы в связи с четвёртой беременностью Климовой[25][27][13][28][29].
В ноябре 2015 года, после рождения четвёртого ребёнка, актриса попробовала себя в новом амплуа — озвучила одного из персонажей мультфильма «Маленький принц»[30].
17 ноября 2015 года Климова впервые после рождения четвёртого ребёнка появилась на публике и приняла участие в выпуске телепередачи «Вечерний Ургант» по случаю премьеры на Первом канале сериала «Влюблённые женщины»[31].
13 ноября 2017 года состоялась премьера чувственной и трогательной мелодрамы Театра «Ателье» (Независимый театральный проект) «Love letters» по пьесе американского драматурга XX века Альберта Рамсделла с участием Климовой и Гоши Куценко. История любви в эпистолярном жанре, начавшейся в 8-летнем возрасте, мозаично прошедшей через юность и зрелость, но в реальности так и не осуществлённой. «Я дарю тебе себя на расстоянии, всего, без купюр…». По состоянию на 2019 год антрепризный спектакль, исполняемый раз в месяц в разных городах России, шёл с аншлагом[32].
Влияние и критика
Своим любимым режиссёром Климова называет Андрея Малюкова, доверившего ей такие разноплановые роли, как санитарка Нина («Мы из будущего»), Анна Вырубова (сериал про Распутина), Раиса Петерсон (телесериал «Куприн»). Вместе с тем, критиками отмечалось, что выбор ролей для Екатерины основан, прежде всего, на внешней привлекательности персонажа, а когда требуется «выпрыгивать из окопа, ползать под пулями и подрываться на мине», то при исполнении трюков Климову дублирует профессиональная каскадёрша[11][33][34].
Изначальным прототипом, «тайно сопричастным» к галерее сыгранных актрисой ролей роковых, коварных и соблазнительных женщин, Климова называла образ Миледи из «Трёх мушкетёров»[35].
Среди актёров, оказавших на неё влияние, Екатерина особо выделяет Владимира Машкова, Ингеборгу Дапкунайте, Андрея Смолякова[11].
В одном из интервью 2015 года Климова сожалела, что так и не стала актрисой фестивального кино. Иностранными языками Климова не владеет[25].
Личная жизнь
Первый муж — ювелир Илья Хорошилов, с которым Климова познакомилась ещё будучи школьницей в 15 лет.[36] Супруги развелись в 2004 году. От этого брака Екатерина имеет дочь — Елизавету Хорошилову (род.02.03.2002), студентку факультета журналистики МГУ[37].
Второй муж — актёр театра и кино Игорь Петренко, учился в «Щепке» на курс младше. Роман с Петренко у Екатерины начался в 2003 году, когда их обоих пригласили на съёмки сериала «Лучший город Земли»[37]. Пара поженилась 31 декабря 2004 года. Прожили почти 10 лет, брак фактически распался летом 2013 года[11][38][39]. 10 июля 2014 года Тверской районный суд города Москвы оформил развод. От этого брака Екатерина имеет двоих сыновей: Матвея Петренко (род. 2006) и Корнея Петренко (род. 2008). С ноября 2013 года Екатерина с детьми живёт в коттеджном посёлке Павлово по Новорижскому шоссе в Подмосковье. Впоследствии бывший супруг сохранил за ней и московскую квартиру[18][40].
В одном из интервью Климова отметила, что в первую очередь чувствует себя мамой, и лишь затем — актрисой. Важными для женщины качествами она считает умение быть мудрой, сообразительной, доверять интуиции и слышать прежде всего голос своего сердца, а не разума; себя признаёт «ревнивой до умопомрачения»[6]. Многие годы актёрская семья Климовой и Петренко считалась в прессе образцовой, регулярно освещалась в глянцевых журналах и на телевидении. Оценивая распад казавшегося крепким брака, Екатерина публично попросила прощения «у всех, кто верил в нашу любовь, брал с нас пример»[11]; Игорь Петренко в интервью для СМИ возложил на себя значительную долю вины за случившееся, постфактум охарактеризовал бывшую супругу по страсти как «настоящую хищницу», нисколько не похожую на овечку, упомянул о кратком флирте Екатерины с музыкантом Романом Архиповым в Лас-Вегасе, но в то же время выразил мнение, что «лучше неё, наверное, нет матери и жены на этом свете»[41][42][43].
5 июня 2015 года Екатерина вышла замуж за актёра Гелу Месхи, с которым она некоторое время жила в фактическом браке[25][44]. В сентябре 2015 года родила дочь Изабеллу (Беллу)[45][46][47]. В июне 2019 года по инициативе Климовой брак был расторгнут в суде[48][49].
Увлечения
С детства Екатерина любила меха, украшения, яркие наряды «чем вычурнее — тем лучше», белое и жёлтое
Полезные ссылки:
|
|
|
|