Алексей Балабанов

(Режиссёр)
Год рожденья
1959

Алексе́й Октябри́нович Балаба́нов (25 февраля 1959, Свердловск, РСФСР, СССР — 18 мая 2013, Сестрорецк, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, член Европейской киноакадемии[2]. Один из создателей кинокомпании «СТВ». Автор серии фильмов «Брат» и других известных работ, среди которых «Война», «Жмурки», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар» и «Я тоже хочу». Обладатель премии «Ника» за режиссёрскую работу в картине «Про уродов и людей».

Биография

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Отец — Октябрин Сергеевич (1930—2008), журналист, киносценарист, главный редактор научно-популярных фильмов Свердловской киностудии. Мать — Инга Александровна, доктор медицинских наук, профессор, директор Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии. В 1966—1976 годах учился там же в средней школе. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

 
Мемориальная доска на здании гимназии № 2 города Екатеринбурга, где учился Алексей Балабанов

В 1981—1983 годах проходил службу офицером в Советской Армии (в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в должности борт-переводчика в Витебске)[3], летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Воевал в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии[4]. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).

Свой первый игровой фильм «Раньше было другое время» 26-летний Балабанов снял на Урале в 1985 году. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения[5]. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов[3].

С 1990 года Балабанов жил и работал в Ленинграде (после 1991 года — в Санкт-Петербурге). В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ»[6], при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках[7].

Всероссийскую известность принёс Балабанову фильм «Брат». Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего стали называть героем поколения[8].

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи), картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм[7].

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война», местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны.

 
Алексей Балабанов на съёмочной площадке фильма «Морфий»

Далее Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма по чужим сценариям: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно». Сергей Сельянов в документальном фильме Юрия Дудя «Балабанов — гениальный русский режиссёр» рассказал, что именно он пришёл с чужими сценариями к Балабанову. До этого Балабанов снимал фильмы по своим сценариям[9].

В фильме «Груз 200» автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине[10]. Во многих городах России лента была снята с проката[3].

Фильм «Кочегар» — о якуте, ветеране Афганистана. В фильме рассказывается о мести маленьких людей.

В последней картине «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. С этого времени в интервью он стал намекать на скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм[11][12][13].

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных[14].

Смерть

 
Могила Алексея Балабанова

После случившейся в 2002 году трагедии Алексей Балабанов очень сильно переживал из-за смерти Сергея Бодрова-младшего, которого считал близким другом, и гибели целой команды родных людей из его съёмочной группы. После случившегося он сказал, что жизнь кончилась. В тот трагический день, когда группу Бодрова погреб сошедший ледник, Балабанов должен был присутствовать на съёмках, но в последний момент что-то помешало ему поехать. Балабанов считал, что погиб вместе с группой Бодрова. Особенно тяжело ему было последние пять лет жизни[15][16].

18 мая 2013 года, около 16 часов, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга), Алексей Балабанов скончался на 55-м году жизни от острой сердечной недостаточности на фоне тяжёлого хронического заболевания[17][18][19]. Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге[4][20].

Семья

Балабанов был женат дважды:

  • Первая жена — Ирина. Сын — Фёдор Алексеевич Балабанов, экономист по образованию.
  • Вторая жена — Надежда Александровна Васильева, художник по костюмам «Ленфильма». С ней Балабанов познакомился во время работы над фильмом «Замок». Сын — Пётр Алексеевич Балабанов (род. в 1995)[21].

Темы и оценки творчества

Действие большинства фильмов Балабанова происходит в России конца 1980-х — 1990-х годов, представляя собой понимание событий окружающей жизни[8][24]. Прорывной для Балабанова стала дилогия о Даниле Багрове «Брат» и «Брат 2». Данилу стали называть первым настоящим героем постсоветского кинематографа, создавшим собственную мифологию и систему ценностей[11][25].

Героями Балабанова часто являются аутсайдеры, люди, оказывающиеся на грани, находящиеся в поиске своего места, будучи не в состоянии найти гармонию с окружающим миром[24]. По выражению Ксении Чудиновой, это «волки, загнанные в угол»[26]. Такие герои вынуждены взаимодействовать с чуждым им миром через насилие, и в фильмах Балабанова оно фигурирует в различных формах: от криминальных разборок до сексуального насилия[24]. Кинокритик Андрей Плахов назвал ключом к пониманию творчества Балабанова трансгрессию, преодоление человеком своего привычного состояния через нарушение принятых норм[11]. Он же определил Балабанова как социального консерватора, для которого главным становится поиск морали, необходимой обществу, что роднит его с Ф. М. Достоевским и Джоном Фордом[7].

Одним из наиболее талантливых режиссёров России ещё при жизни называл Балабанова Андрей Кончаловский[27]. «Это был странный, неудобный, но с потрясающей внутренней, стержневой структурой человек», «Для меня отражение всегда сильнее луча, а Балабанов никогда не шёл по этой формуле — он шёл по прямой, по лучу»[28], охарактеризовал режиссёра Никита Михалков, снявшийся у Балабанова в мелодраме «Мне не больно» и в чёрной комедии «Жмурки».

Критик Наталья Сиривля, указывая на присущее Балабанову стремление к мифотворчеству, отмечает, что режиссёр «со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекает из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения»[29].

По словам друга Балабанова Сергея Сельянова, бывшего продюсером почти всех его картин, Алексей Балабанов производил впечатление закрытого человека, но на самом деле это был очень искренний, открытый и светлый человек, который «своей деятельностью, своим талантом очень много сделал для страны»[19].

Фильмография

Год НазваниеРоль
1987 кор Раньше было другое время режиссёр, сценарист[30]
1988 кор У меня нет друга, или One step beyond режиссёр, сценарист
1989 кор Настя и Егор режиссёр, сценарист
1989 док О воздушном летании в России режиссёр
1991 ф Счастливые дни режиссёр, сценарист
1991 ф Пограничный конфликт сценарист
1994 ф Замок режиссёр, сценарист
1994 ф Откровения незнакомцу (фр. Confidences a un inconnu) продюсер
1995 кор Трофимъ (новелла в киноальманахе «Прибытие поезда») режиссёр, сценарист, актёр (помощник режиссёра)
1995 док Сергей Эйзенштейн. Автобиография продюсер
1997 ф Брат режиссёр, сценарист
1998 ф Про уродов и людей режиссёр, сценарист
2000 ф Брат 2 режиссёр, сценарист, актёр (камео)
2002 ф Война режиссёр, сценарист
2002 кор Река (незаконченный) режиссёр, сценарист, рассказчик
2005 ф Жмурки режиссёр, сосценарист
2006 ф Мне не больно режиссёр
2007 ф Груз 200 режиссёр, сценарист
2008 ф Морфий режиссёр
2010 ф Кочегар режиссёр, сценарист
2012 ф Я тоже хочу режиссёр, сценарист, актёр (режиссёр)

Нереализованные проекты

  • В 2000 году Алексей Балабанов начал снимать фильм «Река», о колонии прокажённых в Якутии. Однако 21 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не были закончены, в автокатастрофе погибла актриса Туйара Свинобоева, которой была отведена главная роль. В 2002 году незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала. «Реку» называли фильмом, который должен был стать главным произведением режиссёра[8]. По словам Михаила Трофименкова, «Река» должна была заставить публику переоценить масштаб Балабанова как мастера мирового уровня[31].
  • Алексей Балабанов и
Год премьеры 2000
БРАТ 2
Год премьеры 1997
Брат


Полезные ссылки: