Рената Литвинова

(Актер)
Год рожденья
1967

Рена́та Мура́товна Литви́нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2002)[1], двукратный Лауреат открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (1994, 2006).

Дебютировала в кино в качестве актрисы в 1989 году в детективной комедии режиссёра Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», в которой сыграла эпизодическую роль. В 1994 году получила одну из главных ролей в драме «Увлеченья» украинского режиссёра Киры Муратовой. Впоследствии Литвинова снялась ещё в шести фильмах Муратовой, в том числе в мелодраме «Настройщик», которая участвовала во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля. Широкую известность актриса получила в 2000 году после выхода на экраны телесериала «Граница. Таёжный роман», в котором сыграла роль Альбины Ворон. Снялась более чем в тридцати фильмах в качестве актрисы, была сценаристом 14 картин и режиссёром шести. Фильмы «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» являются полностью авторскими работами Литвиновой, в которых она выступила как режиссёр, сценарист, продюсер и актриса. Срежиссировала восемь клипов для Земфиры[2] и сама снялась в качестве актрисы в клипе Аллы Пугачёвой «Речной трамвайчик».

С 2004 года на сцене МХТ имени А. П. Чехова исполняет роль Любови Андреевны Раневской в спектакле «Вишнёвый сад», а с 2012 года — роль Ромэйн в спектакле «Свидетель обвинения»[3][4].

Помимо актёрской и режиссёрской работ, Литвинова известна как телеведущая нескольких программ об истории моды («Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой»[5] и «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой»[6] на телеканале «Культура»), о кино («Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» на «НТВ»[7], «Кинопремьеры» и «Синемания» на «Муз-ТВ»)[8].

Является рекламным лицом многих брендов. Рекламировала косметику L'Oreal, часы Rado, автомобили Volvo, ювелирные изделия Carrera Y Carrera[9][10][11]. В 2014 году при поддержке компании Zarina представила свою авторскую коллекцию одежды в стиле 1950-х годов[12][13]. В 2018 Cristian Dior подписали с Ренатой контракт на создание собственного парфюма.

Жизнь и карьера

Родилась 12 января 1967 года в Москве.

Имя Рената актриса получила в честь своего дяди Рината, который был татарином. Мать — Алиса Михайловна Литвинова (род. 23 февраля 1943) работала врачом-хирургом, отец Мурат Аминович Вергазов (1940—1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Литвиновой был всего год[14][15]. По линии отца Рената, согласно её утверждениям, в родстве с Юсуповыми[16]. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии[17].

1967—1990: Детство и юность

Мать всегда много работала, и девочка росла самостоятельной. Помимо общеобразовательной, Литвинова посещала и музыкальную школу, а также секцию лёгкой атлетики, хотя способностей к бегу не имела. Она была выше своих сверстников, за это ей дали прозвище «Останкинская телебашня». Помимо роста, отличалась и особым взглядом на мир, который окружающие не воспринимали и высмеивали, а её классный руководитель называла девочку «не от мира сего».[18] Не имея друзей, Литвинова большую часть свободного времени проводила наедине с собой, читая книги в домашней библиотеке. Любимым писателем у неё был Гоголь[19]. В старших классах школы проходила практику в доме престарелых, где была назначена начальницей приёмного отделения, так как постоянных врачей там не было[20]. В интервью Владимиру Познеру заявила, что у неё было одинокое детство, и школа вспоминается с отвращением.[источник не указан 426 дней]

В молодости имела большие финансовые проблемы, что побудило её сниматься в рекламе. Первый рекламный опыт Литвиновой состоялся в девятом классе. Ей было предложено рекламировать драгоценности. Позже прошла отборочный конкурс для работы манекенщицей, но одновременно была принята и во ВГИК, куда и пошла учиться[21].

Во время учёбы увлекалась историей кино и, по её собственным словам[источник не указан 1107 дней], предпочитала сценарную работу актёрской.

При написании своего дипломного сценария под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» у Литвиновой возникли проблемы с рецензентом, который негативно оценил уже почти готовую работу, обвинив в неумении говорить по-русски. В результате её пришлось переписывать три раза[19][22]. Преддипломную стажировку проходила в объединении режиссёра, сценариста и продюсера Сергея Соловьёва «Круг», с которым она познакомилась ещё тогда, когда он руководил казахской мастерской во ВГИКе. Соловьёв считал, что проза Литвиновой очень своеобразна благодаря яркой личности и незабываемым манерам, а уровень мастерства уже в ранние годы был выдающимся. Соловьёву очень понравился написанный Литвиновой сценарий «Нелюбовь», и он запустил его в своём объединении. В 1988 году Литвинова написала сценарий короткометражного фильма «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча», а в 1989 году дебютировала как актриса в эпизодической роли в фильме Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», сыграв человека из рода[21].

1990—2000: Написание сценариев и сотрудничество с Кирой Муратовой

Сразу после появления в кинематографическом обществе Литвинова произвела большое впечатление. Особо в ней отмечали манеру говорить и жестикулировать. Не сделав ещё ничего существенного, Литвинова стала объектом повышенного внимания кинопрессы и богемного общества 1990-х. Она стала модным персонажем, но пока её известность ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов[19][21].

В 1990 году в соавторстве с Олегом Морозовым и Андреасом Кристофом Шмидтом Литвинова написала сценарий к драме «Ленинград. Ноябрь», в котором отразила проблемы непонимания между отцом, пережившим блокаду Ленинграда, и сыном, женившемся на немке. Фильм вышел незаметно и не получил широкого зрительского внимания. После этого Литвинова дорабатывала сценарий к драме «Нелюбовь», который был её дипломной работой. Сюжет фильма строится в виде череды небольших эпизодов из жизни девушки Риты. Так, в кинотеатре она знакомится с фотографом и принимает его ухаживания, несмотря на то, что имеет бойфренда. В перерывах между свиданиями главная героиня рассматривает фотографии Мэрилин Монро. Однажды за этим занятием она фиксирует итог своей жизни и решается на самоубийство. Известный киновед Татьяна Москвина утверждала, что Рита страдает от агрессии глубоко инвалидного мира[22]. По мнению критиков, эта картина не только открыла дорогу в профессию сценаристу Ренате Литвиновой, но и стала первой лентой в «истории свободного российского кино»[22]. Фильм был снят режиссёром Валерием Рубинчиком и выпущен в 1992 году.

В 1992 году Литвиновой был написан сценарий для абсурдистской трагикомедии «Трактористы 2», в котором в ироничной форме рассматривается проблема выбора между богатством и бедностью. Фильм не стал успешным, хотя сама Литвинова утверждает, что братья Глеб и Игорь Алейниковы, которые его срежиссировали, обладают большим талантом.[19]

«Я никогда не чувствовала в себе актёрских талантов. Более того, своё лицо я считала нефотогеничным. Всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать Кире Муратовой было невозможно.»
— Рената Литвинова[23]

В 1994 году вышёл фильм украинского режиссёра Киры Муратовой «Увлеченья», в котором Литвинова сыграла одну из главных ролей. Муратова ещё в 1980-х годах, прочитав в альманахе «Киносценарии» дипломную работу Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд», хотела снять по ней фильм, но так как сама Литвинова тогда не снималась, считая своё лицо не фотогеничным, сотрудничества не произошло. Через несколько лет они встретились на одном из кинофестивалей и познакомились лично. Муратова убедила молодого сценариста попробовать себя в роли актрисы. Чуть позже, Муратова позвонила Литвиновой и предложила прийти к ней на кинопробы. Так появился новый персонаж будущей картины — странная медсестра со своими таинственными монологами. В 1995 году фильм получил две премии «Ника» в номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссёр», а также спецприз жюри на кинофестивале «Кинотавр»[24][25]. Позже Литвинова написала несколько новелл для Муратовой, в числе которых была «Офелия, безвинно утонувшая». Муратова включила её в свой фильм «Три истории» вместе с двумя произведениями других сценаристов, а также предложила Литвиновой сыграть одну из главных ролей. Актриса исполнила роль работницы архива Офы во второй истории под названием «Офелия». Офа не любит ни мужчин, ни женщин, а исключительно детей. Особое внимание проявляет к тем матерям, которые в роддоме отказываются от своих детей.[26] После этой роли Рената Литвинова заслужила профессиональную известность и попала в историю кино.[источник не указан 426 дней]

Тогда же клипмейкер Юрий Грымов, прочитав повесть Литвиновой «Третий путь», увидел свои перспективы в большом кино. Это произведение Грымов назвал «Мужские откровения». В 1994 году фильм вышел, но оказался неудачным отчасти потому, что сценарий писал сам Грымов, поместив туда несколько своих сцен.[19][27]

В 1996 году режиссёр Александр Сухочев снял фильм по дипломному сценарию Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд». Фильм, в котором сыграла актриса Татьяна Окуневская, получил смешанные отзывы критиков. Так, Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство и кино» назвал фильм устаревшим авторским кино. Кинокритик Михаил Трофименков полагал, что в картине режиссёр сумел подчинить своей авторской воле потенциал таких индивидуальностей, как Литвинова, Коляканова и Окуневская.[28]

В 1997 году режиссёр Валерий Тодоровский снял фильм «Страна глухих», мотивом к которому послужила повесть Литвиновой «Обладать и принадлежать». В 1999 году Литвинова сыграла роль Ники в фильме «Право на выбор», а также озвучивала роль Ксении в фильме 8 ½ $.

2000—2004

В декабре 2000 года на телеэкраны вышел кинороман режиссёра Александра Митты «Граница. Таёжный роман». Литвинова сыграла роль гарнизонного медработника Альбины Ворон, странной, утончённой девушки 25-30 лет, которую тяготит жизнь в глубинке России с ненавистным мужем. Он акцентирует внимание на бытовых проблемах, в то время как Альбина считает себя аристократичной особой и борется с его желаниями. «Как только он касается моей руки, мне становится плохо. Мне плохо, и ему плохо. Поэтому у нас детей нет», — объясняла Альбина своим подругам. Но после встречи с Вадимом Глинским, близким по духу человеком — она просто расцветает и меняется. В 2002 году за роль в этом сериале Рената Литвинова получила Государственную премию России.[29]

В 2000 году Литвинова выпустила документальный фильм «Нет смерти для меня», в котором взяла интервью у пяти советских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Литвинова спрашивает актрис о жизни, о кино, о любви, о браке, о смерти, представляя актрис живыми и человечными. Весь фильм разбит на небольшие части, каждая из которых посвящёна отдельной теме. Между некоторыми режиссёр оставила свои комментарии и выводы к отрывкам. Также в фильме демонстрируются кадры советских кинофильмов с участием героинь. Нонна Мордюкова сыграла в этом фильме свою последнюю роль.[30]

В 2001 году Литвинова снялась в трёх картинах: киноальманахе «Чёрная комната», фильме «Берлинский экспресс» и криминальной драме «Апрель». В «Чёрной комнате» Литвинова сыграла роль крупье в последнем эпизоде «Гипноз», вместе с Еленой Кориковой, Маратом Башаровым и Михаилом Ефремовым. В «Берлинском экспрессе» исполнила эпизодическую роль агента спецслужб. Также в этом году Литвинова снялась в клипе Аллы Пугачёвой «Речной трамвайчик», а в 2003 году в клипе выпускницы «Фабрики звёзд» Юлии Бужиловой на песню «Ты мне пишешь».

После ряда незначительных проектов, Литвинова вернулась к работе сценариста, благодаря чему в 2002 году вышел фильм «Небо. Самолёт. Девушка». Он стал ремейком фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». В этой работе Литвинова выступила как сценарист, продюсер и актриса, сыграв главную женскую роль Лары. Сценарий Литвинова писала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Фильм посвящён проблеме любви и расставания.

В 2003 году британский художник, режиссёр и писатель Питер Гринуэй пригласил Литвинову в свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера». Помимо Литвиновой в проекте принимали участие итальянские актрисы Орнелла Мути и Изабелла Росселлини. Несмотря на участие мировых кинозвёзд, проект не удалось реализовать полностью.

2004—2008: Работа в театре и фильм «Богиня: как я полюбила»

 
На фотовыставке с В. В. Познером, в 2007 г.

В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы.

В 2007 издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили книгу «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии.

«Это фильм о любви. В моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Вообще-то, наверное, смысла в жизни просто нет, каждый его себе сам назначает, но в моей версии, смысл в том, чтобы испытать любовь. Моей героине высшие силы посылают ряд драматичных обстоятельств, но обстоятельства эти неслучайны. Благодаря этим драматичным, с точки зрения обывателя, обстоятельствам моя героиня пришла в некую точку X и встретила там человека Y. И испытала любовь».
— Рената Литвинова[23]

В 2008 в прокат вышел полнометражный документальный фильм Литвиновой «Зелёный театр в Земфире». Фильм-концерт, в котором отрывки из выступления певицы перемежаются с её монологами о самом важном.

2008—2012: Фильм «Последняя сказка Риты»

Литвинова сотрудничает в качестве дизайнера в фирме Zarina, под её личным брендом выпущено несколько образцов одежды[31].

2012—2017

13 сентября 2017 года Литвинова дебютировала в качестве театрального режиссера в МХТ имени Чехова, где выпустила спектакль «Северный ветер». Главные роли в нём исполнили Яна Сексте и Софья Заика, гражданская жена генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста, которую Литвинова в интервью ТАСС называет своей «любимой артисткой»[32]. В ходе спектакля все персонажи умирают, за каждым из них приходит смерть — иногда в образе Марии Фоминой, иногда — в образе самой Литвиновой[33].

Икона стиля

Рената Литвинова получила широкую известность во многом благодаря своему публичному имиджу, стилю в одежде и поведению. По утверждению историка моды Александра Васильева, Литвинова имеет свой стилистический стержень, который ощущается в манере говорить, двигаться, одеваться, причёсываться.[34]

Взгляды

Неоднократно высказывалась против гомофобии, расизма, фашизма[35][36][37][38]. В 2012 году приняла участие в фотопроекте

Год премьеры 2019
НА ПАРИЖ


Полезные ссылки: