Николь Кидман
Нико́ль Мэ́ри Ки́дман, AC (англ. Nicole Mary Kidman; род. 20 июня 1967, Гонолулу, Гавайи, США) — австралийско-американская актриса, певица, продюсер и посол доброй воли ЮНИСЕФ[4][5]. Лауреат премии «Оскар» 2003 года за роль Вирджинии Вулф в фильме «Часы» (первая актриса из Австралии, получившая эту награду в номинации «Лучшая женская роль»). Обладательница именной звезды на Голливудской «Аллее славы»[6].
Обладательница пяти премий «Золотой глобус» (1996, 2002, 2003, 2018 — дважды), приза «Серебряный медведь» (2003), премии BAFTA (2003), двух премий «Эмми» (2017 — дважды) и премии «Сатурн» (2002).
Наиболее известные фильмы и телесериалы с участием Николь Кидман: «Билли Батгейт» (1991), «За что стоит умереть» (1995), «Бэтмен навсегда» (1995), «Мулен Руж!» (2001), «Другие» (2001), «Часы» (2002), «Холодная гора» (2003), «Рождение» (2004), «Кроличья нора» (2010), «Газетчик» (2012), «Хемингуэй и Геллхорн» (2012), «Принцесса Монако» (2014), «Лев» (2016) и «Большая маленькая ложь» (2017).
Ранние годы и образование
Родилась 20 июня 1967 года в Гонолулу, административном центре американского штата Гавайи. Её родители — Энтони Дэвид Кидман и Джанелль Энн Макнэйл — шотландских и ирландских кровей, оба родились в Австралии. Некоторое время отец Николь работал специалистом по исследованию раковых клеток в Вашингтоне, США. Когда будущей актрисе исполнилось 4 года, её семья вернулась в Австралию: отец Николь получил место в Техническом университете Сиднея[7]. Есть младшая сестра — Антония Кидман (1970) — журналист и телеведущая.
С четырёх лет Николь начала заниматься балетом. Увлечение танцами привело в Австралийский театр для молодёжи[8], а затем в Театр Филип Стрит, где будущая актриса также совершенствовалась в вокальном искусстве и изучала историю театра. Николь продолжила образование в женской средней школе Северного Сиднея[9], однако вскоре ей пришлось оставить учёбу: мать Николь заболела раком груди, и девушка была вынуждена всецело посвятить себя семейным заботам, в то время как мать проходила терапию и восстанавливалась после болезни.
Карьера
1983—1994
В 1982 году в возрасте 15 лет Кидман появилась в своём первом полнометражном дебюте — ремейке классического австралийского фильма «Рождество в лесу», который часто показывают на новогодние праздники[10]. К концу 1983 года актриса получила роль второго плана в телевизионном сериале «Пятимильный ручей» — к середине 1980-х годов Кидман набирает популярность в Австралии, снявшись в фильмах «Бандиты на велосипедах» (группа «Wheatus» написала песню «BMX Bandits» об этом фильме), «Ночь танцующих теней» и романтической комедии «Оседлавший ветер» — зрителям она особенно запомнилась благодаря ярким сценами с её участием в последней картине. Кроме того, актриса появилась в известных австралийских постановках — мыльной опере «Сельская практика» и мини-сериале «Вьетнам» (1986), «Улице Сезам» и других телевизионных постановках.
В 1988 году Кидман снялась в фильме «Изумрудный город», поставленном по одноимённой пьесе Дэвида Вильямсона. За эту роль она была номинирована на премию австралийского института кино в категории «Лучшая женская роль второго плана». Кроме того, Николь сыграла главную роль в драматическом мини-сериале «Бангкок Хилтон» — фильм рассказывает историю австралийской туристки, приговорённой в Таиланде к смертной казни по ложному обвинению в транспортировке наркотиков. Игра молодой актрисы впечатлила не только зрителей, но и критиков, а права на показ сериала были куплены многими странами, в том числе СССР. В 1989 году Кидман получила роль в триллере «Мёртвый штиль» — она сыграла Рэй Инграм, жену морского офицера. Успех картины и лестные отзывы критиков прославили актрису, получившую наконец мировую известность. Журнал «Variety» написал: «На протяжении всего фильмa Кидман великолепна. Её игра даёт героине настоящую стойкость и энергию». Роджер Эберт отметил химию между героями — «Кидман и Зейн вырабатывают настоящую ненависть друг к другу в каждой совместной сцене». Картина с успехом прошла в мировом прокате. Фильм, финансировавшийся компанией «Warner Bros.», был первым голливудским проектом актрисы, несмотря на австралийский актёрский состав и съёмочную группу.
После успеха «Мёртвого штиля» Николь Кидман совершила дебют в американском кино. Она была приглашена в Голливуд, где получила роль в фильме «Дни грома», в котором она снималась вместе со своим будущим мужем, актёром Томом Крузом. Ей досталась роль молодой девушки-врача Клэр Левицки, влюбившейся в автогонщика NASCAR в исполнении Круза. Картина стала одной из самых кассовых лент того года.
В 1991 году Кидман снялась вместе со своей бывшей одноклассницей и лучшей подругой Наоми Уоттс и Тэнди Ньютон в независимом фильме «Флирт». Кидман и Уоттс сыграли взрослеющих школьниц — картина получила премию Австралийского кинематографического института в номинации «Лучший фильм». В том же году работа в фильме «Билли Батгейт» принесла Николь первую номинацию на премию «Золотой глобус» в категории «Лучшая женская роль второго плана». Газета «The New York Times» назвала Николь «красавицей с обаятельным чувством юмора». В следующем году Круз и Кидман вновь снялись вместе в картине «Далеко-далеко» Рона Ховарда, которая не стала хитом, но получила благосклонные отзывы критиков и собрала неплохую кассу. В 1993 года Кидман сыграла главную роль в драматическом фильме «Моя жизнь» вместе с Майклом Китоном и триллере «Готова на всё» с Алеком Болдуином и Биллом Пуллманом.
1995—2003
В 1995 году Кидман снялась в блокбастере «Бэтмен навсегда» в роли доктора Чейз Меридиан. Её партнёрами стали Вэл Килмер, сыгравший Бэтмена, Джим Керри, Томми Ли Джонс, Крис О’Доннелл, Дрю Бэрримор. В том же году Николь снялась в сатирической чёрной комедии Гаса Ван Сента «За что стоит умереть» в роли телеведущей Сьюзан Стоун-Маретто, помешанной на карьере и готовой на пути к славе и публичному признанию пойти на любое преступление, даже на убийство. Кидман получила высокую похвалу от кинокритиков[11][12]; кроме этого, ей прочили номинацию на премию «Оскар», актриса выдвигалась на самые заметные кинематографические награды Америки и выиграла «Золотой глобус» в номинации «Лучшая актриса в мюзикле или комедии», но оскаровский комитет предпочёл других кандидатов.
Следующей ролью Николь стала роль Изабель Арчер в фильме «Портрет леди», основанном на одноимённом романе Генри Джеймса — в фильме также снялись Барбара Херши, Джон Малкович и Мэри-Луиз Паркер. В следующем году Кидман снялась в главной женской роли доктора Джулии Келли в политическом боевике «Миротворец» с Джорджем Клуни — фильм получил смешанные отзывы, но собрал в мировом прокате 110 миллионов долларов. Затем последовала роль в мистической мелодраме «Практическая магия» с Сандрой Буллок — актрисы сыграли сестёр ведьм. После этого, актриса вернулась в театр, сыграв в лондонской постановке «Синей комнаты» по пьесе Дэвида Хэра.
Настоящий прорыв случился в 2001 году, когда на экраны вышел очень ожидаемый фильм австралийского режиссёра База Лурмана «Мулен Руж!». В этом фильме-мюзикле, изящно сочетающем декадентский китч с элементами древнегреческой трагедии, Кидман сыграла куртизанку по имени Сатин. Чтобы достать сумму, нужную для преображения кабаре, где она работает, в настоящий музыкальный театр, смертельно больная героиня Кидман должна соблазнить богатого злодея Герцога (Ричард Роксбург); к несчастью, Сатин влюбляется в нищего поэта (Юэн Макгрегор), нанятого написать первую пьесу для будущего театра. Трагическая история любви разыгрывается в фильме Лурмана в ритме канкана на фоне роскошных парижских декораций и сопровождается перепевками песен Элтона Джона, The Beatles, Мадонны, Queen и других популярных исполнителей; свои музыкальные номера обе звезды фильма — и Кидман, и Макгрегор — исполнили самостоятельно. Мастерская разноплановая игра Николь Кидман впечатлила критиков. За этот фильм актриса была номинирована на премию «Оскар».
Следующей важной вехой в карьере актрисы стала роль Грэйс Стюарт в мистическом триллере Алехандро Аменабара «Другие». Эта роль окончательно закрепила за Кидман славу кинозвезды, способной привлечь публику в кинотеатры. При бюджете в 17 млн долларов фильм собрал более двухсот миллионов в мировом прокате[13] и был более чем благосклонно принят критикой, приветствовавшей сумрачную атмосферу и нетривиальное развитие сюжета снятой в полусепии киноленты. Игра Кидман, перевоплотившейся для этого фильма в хичкоковскую блондинку a-la Грейс Келли, также была удостоена высочайших оценок, за роль в «Других» актрису номинировали на премии «Золотой глобус» и «Гойя».
В 2001 году актриса взялась за сложную роль английской писательницы Вирджинии Вулф в фильме «Часы» режиссёра Стивена Долдри по одноимённому роману Майкла Каннингема, получившему Пулитцеровскую премию в 1999 году. Фильм (как и книга Каннингема) описывает один день из жизни трёх женщин, разделённых во времени, но связанных друг с другом посредством психологического романа Вульф «Миссис Дэллоуэй», оказывающего воздействие на их жизни. Вирджиния Вулф собиралась назвать свою книгу «Часы» — отсюда название романа Каннингема и фильма. Картина начинается со сцены самоубийства невротичной героини Кидман. Кроме Кидман, в фильме занят первоклассный актёрский состав: Джулианна Мур, Мерил Стрип, Эд Харрис, Тони Коллетт и Клэр Дэйнс. Эта картина стала одной из самых громких премьер 2002 год, а Кидман получила приз Берлинского кинофестиваля, премию Британской киноакадемии, премию «Золотой глобус» и, наконец, премию «Оскар» за роль Вулф. Победа Кидман породила в тот год множество кривотолков о том, какими принципами руководствуются киноакадемики, выбирая победителей в актёрских категориях. Для того, чтобы сыграть 59-летнюю Вульф, Кидман, которая на момент съёмок была чуть ли не на двадцать с лишним лет моложе своей героини, пришлось до неузнаваемости изменить свою внешность. Важным элементом грима была накладка на нос, и в бульварной прессе начались спекуляции о том, что «Оскар» Кидман был наградой не за её актёрское мастерство, а за смелость, с которой она доверилась голливудским гримёрам.
2003 год был также очень успешным для Кидман. Она снялась в экспериментальном фильме одного из самых известных и спорных европейских кинорежиссёров датчанина Ларса фон Триера «Догвилль». Фильм получил широкий общественный резонанс. Реакция на эту картину Триера была неоднозначной — если в Европе «Догвилль» был назван в числе главных достижений кинематографа последних лет, то американская критика встретила фильм по меньшей мере враждебно. Тем не менее, работа Кидман в ленте Триера удостоилась высоких похвал по обе стороны Атлантики. Изначально предполагалось, что актриса сыграет ещё в двух его картинах — «Мандерлей» и «Вашингтон» — составляющих вместе с «Догвиллем» трилогию «U.S.A.», но Кидман отказалась от продолжения сотрудничества с Триером. По официальной версии, поводом стала чрезвычайная занятость актрисы в голливудских съёмках. Неофициальной причиной мог стать кризис в отношениях с режиссёром Ларсом фон Триером, творческий метод которого требует от актёра абсолютного доверия, но одновременно испытывает эту близость и провоцирует личный и профессиональный конфликт. Похожая история случилась с другой знаменитостью, сыгравшей звёздную роль в фильме «Танцующая в темноте» — певицей Бьорк. Обе актрисы благодаря Ларсу фон Триеру завоевали европейскую публику ценой разрыва отношений с режиссёром.
В том же 2003 году актриса исполнила главную роль в фильме-экранизации знаменитого романа Филипа Рота «Запятнанная репутация», где сыграла вместе с Энтони Хопкинсом; кроме того, на экраны вышла эпическая драма Энтони Мингеллы «Холодная гора» (по одноимённому роману Чарльза Фрейзера), где Кидман снялась вместе с Рене Зеллвегер и Джудом Лоу. Из трёх проектов относительно успешным оказался последний: фильм собрал более 176 млн долларов в мировом прокате[14] и получил 7 номинаций на премию «Оскар».
Николь Кидман должна была сыграть главную роль в фильме Дэвида Финчера «Комната страха», но из-за травмы ноги не смогла принять участие в съёмках. В итоге роль Мэг Олтман досталась Джоди Фостер, а Кидман позднее приняла участие в озвучивании фильма (роль девушки Стефана в телефонном разговоре). Кроме того, по разным причинам Кидман отклонила роли в фильмах «Мистер и миссис Смит» (роль досталась Анджелине Джоли) и «Авиатор» (роль сыграла Кейт Бланшетт).
После 2004 года
Из четырёх следующих фильмов Николь Кидман два не смогли снискать широкого успеха у публики и критики. Кидман попыталась утвердиться в амплуа комедийной актрисы и снялась в двух высокобюджетных комедиях. Первая — «Степфордские жёны», ремейк одноимённого фильма 1974 года, снятого по мрачному сатирическому роману Айры Левина. В этом фильме Кидман играет телеведущую, потерявшую работу, после того как один из участников созданного ей реалити-шоу кончает с собой, и переезжающую в Степфорд — идеальный американский городок, где за кукольными фасадами богатых благополучных домов скрывается жуткая тайна, раскрыть которую придётся героине. Высокобюджетная лента так и не смогла окупить себя в мировом прокате. Второй фильм — «Колдунья», явившийся широкоэкранной версией популярного в Америке телесериала Bewitched, был немногим более успешным в финансовом плане — общие сборы составили 131 млн долларов при бюджете в 85 млн долларов[15], однако критикам по-прежнему не нравился беспечный образ, созданный актрисой, — за роль в этом фильме она получила антинаграду «Золотая малина». В 2005 году на широкие экраны вышел политический триллер Сидни Поллака «Переводчица» с участием Николь Кидман и Шона Пенна, но и этот фильм запомнился зрителям скорее тем обстоятельством, что его съёмки проходили в настоящих зданиях ООН (до этого в помещения ООН не пускали ни одну съёмочную группу), а не выдающимися художественными достоинствами.
Особое место в фильмографии Кидман занимает фильм «Рождение» — камерная история, снятая знаменитым клипмейкером Джонатаном Глэйзером, с участием Дэнни Хьюстона, Энн Хеч, Лорен Бэколл и Кэмерона Брайта. Ещё до премьеры в рамках Венецианского кинофестиваля в 2004 году фильм вызвал скандал: в прессу просочилось сообщение о том, что по сюжету героиня Кидман занимается сексом с 10-летним мальчиком, и картину заочно обвинили в педофилии. Это обстоятельство стало причиной невыхода «Рождения» в широкий прокат в США. За роль Анны, тяжело переживающей преждевременную смерть супруга и становящейся жертвой аферы десятилетнего мальчика, выдающего себя за реинкарнацию её мужа, Кидман получила номинацию на премию «Золотой глобус», которую вручает иностранная пресса в Голливуде. Это обстоятельство весьма показательно: как публикой, так и критиками фильм был хорошо принят исключительно в Старом Свете. Картина смогла собрать затраченные на неё деньги (сборы составили 24 миллиона долларов, в основном за счёт европейского проката)[16]. После «Рождения» американские СМИ дружно заявили о начале заката карьеры Николь Кидман, что никак не могло входить в творческие планы актрисы[источник не указан 1211 дней].
Осенью 2006 года с участием Кидман вышел фильм «Мех» — кинобиография фотографа Дианы Арбус, снимавшей самые странные и уродливые проявления человеческой природы, и покончившей с собой в 1971 году. Режиссёром картины выступил Стивен Шейнберг, известный по скандальному фильму «Секретарша».
В 2007 актриса снималась в фильме Стивена Долдри «Чтец», но из-за беременности покинула проект.
В 2008 году журнал TV Guide сообщил, что Кидман сыграет главную роль в фильме «Датчанка» — экранизации одноимённого романа, который рассказывает об Эйнаре Вегенер — первом транссексуале, прошедшем операцию по перемене пола[17].
В том же году Кидман отклонила ряд интересных ролей в связи с беременностью (в том числе роль в фильме Стивена Долдри «Чтец», которая в итоге досталась Кейт Уинслет, получившей впоследствии «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль»)[18]. Ради съёмок в фильме «Кроличья нора» Николь отказалась от участия в картине Вуди Аллена под названием «Ты встретишь таинственного незнакомца»[19].
В 2009 году журнал Variety сообщил, что Николь собирается выступить продюсером и сыграть главную роль в экранизации романа Криса Клайва «Маленькая пчёлка» совместно с компанией BBC
Полезные ссылки:
|
|
|
|